don_katalan: (Default)
[personal profile] don_katalan
Мариуполь представляет собой стратегически важный пункт на побережье Азовского моря. Кроме порта, тут расположены два металлургических комбината, да и население почти в 500 тысяч человек – это немало, даже по меркам урбанизированного Донбасса. Естественно, что с началом «русской весны» Мариуполь оказался в самом центре противостояния. Город тогда, как впрочем, и сейчас «плотно» держали люди олигарха Рината Ахметова.
1
Карта района боевых действий
После штурма городского отдела милиции 9 мая 2014 года силовики отошли из города в пункты временной дислокации: расположенный рядом аэропорт и базы на побережье. При этом в центре города закрепились "днровцы", а сам Мариуполь оказался "окольцованным" бойцами ВСУ и добровольческих батальонов. 11 мая в городе был проведен «референдум», причем, открыли для голосования всего полдесятка участков, что дало возможность получить нужную картинку длинных очередей для СМИ. Формально власть принадлежала «ДНР», однако реально продолжали «рулить» ставленники Ахметова (причем, даже губернатор Донецкой области Тарута был из их числа).
Собрав силы и получив «добро» с самого верха 13 июня 2014 года молниеносным ударом батальон «Азов» освободил город. Но в дальнейшем, по непонятной причине, никаких реальных шагов для организации обороны города от возможного удара не предпринималось. Хотя весь июль и август напряжение в приграничных районах нарастало – происходили постоянные обстрелы погранпостов. сопроваждавшиеся гибелью людей. Но все, что было сделано – направлены несколько батальонов теробороны да сводные части ВСУ для организации пропускной системы в виде блокпостов.
После неудачного штурма Иловайска, к середине августа, сюда прибыли разрозненные добровольческие батальоны – «Азов», «Шахтерск», «Святая Мария». Всех этих сил было явно недостаточно, тем более, что после 23 августа многим стало ясно: наступление «армии ДНР» фактически является неприкрытой агрессией регулярной армии Российской Федерации.
25 августа началось полномасштабное вторжение на южном направлении. Причем для того, чтобы хоть в какой то мере скрыть происхождение атакующих, танковый удар россиянами был нанесен не по прибрежной дороге Новоазовск-Мариуполь, а вдоль границы. И первым пунктом стал блокпост 9-го винницкого батальона территориальной обороны в районе села Ковское (400 метров до государственной границы). Естественно, что имевшие только легкое стрелковое вооружение (самым мощным были станковые гранатометы АГС-17 и маломощные РПГ-18 «Муха») маломотивированные бойцы не смогли оказать серьезного сопротивления, хотя бой приняли.
Как вспоминали бойцы: «Из «зеленки» машина вышла на дорогу и снова остановилась. Мы следили за каждым метром его движения. Потом он сдал назад. Сделал поворот с дороги на поле и уже на скорости пошел полем в сторону расположения роты».
Читайте также: Неизвестная страница иловайской трагедии: попытки деблокады
Первым же выстрелом был уничтожен единственный БРДМ. После чего трое бойцов – Валерий Цуркан, Григорий Знайда и Дмитрий Смыгунов сделали по одному выстрелу из РПГ-18 по Т-72. Уничтожить танк, конечно, они не смогли, однако даже такой заминки хватило, чтобы бойцы роты успели погрузиться на «Газель» и отойти.
Срочно переброшенный прямо с парада в Киеве батальон Национальной Гвардии с гаубицами Д-30 и бронетехникой, который должен был занять позиции под Мариуполем в направлении удара, по не совсем ясным причинам покинул позиции и ушел на север. В итоге он оказался в Комсомольском – это в 50 км от Донецка.
1
Бойцы бригады Нацгвардии на пути в Мариуполь
Фактически полумиллионный город остались оборонять несколько десятков бойцов батальонов «Азов», «Шахтерск», «Днепр-1» и пара танков 17-й танковой бригады.
Следующее боестолкновение произошло около Маркино, где «Днепр-1» безуспешно пытался остановить около двух десятков танков. Также бой произошел и около Широкино, где держал оборону «Азов», бойцы которого вспоминали: «Мы заняли позиции по левому флангу, слева от новоазовской трассы. Там уже были созданы укрепления. Блиндажи представляли собой ямки, на которых лежали слябы. И все. Это, конечно, абсолютно не соответствует теории строительства оборонных сооружений. Нужны были бревна для амортизации. Блиндажи должны были быть связаны между собой. Ничего этого не было. Но это лучше, чем совсем без укреплений. В каждом окопе было по 3 человека.
Справа от нас внизу открывалось село Широкино. Со своих позиций мы наблюдали, как террористы накрывали огнем мирный поселок, клали снаряды прямо возле церкви. Изначально их позиции были справа на маяке. Там стоял миномет, ЗУ, еще что-то. Вражеской пехоты не было. Мы сидели и ждали.
И тут наш наблюдатель говорит, посмотрите, там какие-то кусты движутся на нас. Мы присмотрелись — а это танки. Три машины двигалось с левой стороны от нас. Кто-то выстрелил из гранатомета, у террористов что-то задымилось. В это время мы получаем приказ сниматься и отступать.
1
Российские танки на окраине Новоазовска
Но когда мы бросились к машинам, по нам открыли минометный огонь. Все залегли в «зеленку». Как только обстрел прекратился, мы бросились в КамАЗы и стали ехать очень-очень быстро прямо по подсолнухам. И тут Киндер как закричит: «Там танк, танк!» Танков было три, а еще был БТР. Но это только с нашей стороны. Стрелять по ним нам было просто нечем. В «Азове» в то время не было даже минометов. Нашу первую ЗУСшку мы раздобудем позже. Какое-то из подразделений все-таки открыло огонь из минометов. И даже подбили БМД. Это дало возможность нам отступить».
Читайте также: Главный разведчик США прогнозирует наступление боевиков на Мариуполь весной
Однако, не дойдя буквально 5 км до Мариуполя, российское наступление остановилось. Следующие несколько дней были решающими для судьбы города. В самом Мариуполе началась паника – люди массово стали выезжать, многие силовики – милиция, СБУ – уже снимали погоны, переодевались и готовились встречать «новую власть».
На этом фоне энергичную деятельность развернул губернатор Сергей Тарута (который после оккупации Донецка находился именно в Мариуполе). Во многом благодаря его усилиям, естественно скоординированным с Ахметовым, начались попытки строительства оборонительных сооружений. Вот как он вспоминал об этом эпизоде в одном из своих многочисленных интервью: «Когда нас предупредили, что боевики в 5 км от Мариуполя, мы выехали на восточный блокпост, чтобы разобраться в ситуации на месте. Меня не пускали, но я поехал. Без бронежилета, костюмчик, галстук — я не очень вписывался в окружающий ландшафт. Я тогда сказал бойцам: ребята, мы тут стоим и никуда не уйдем. И город защитим. Бойцы были растерянные. Им нужно было услышать эти слова.
В тот момент было абсолютное понимание того, что если не отстоим Мариуполь — потеряем весь юг Украины. А без него не будет и страны в целом. Стали думать, как создать оборонную линию, как укрепить позиции. Никаких инженерных решений нам никто не давал. Все делали по своему усмотрению. Мы спасали город, ни с кем в Киеве ничего не согласовывая.
Тогда мне и пришла идея использовать слябы для укреплений (сляб — это полуфабрикат в металлургии, литой или катаный прямоугольный кусок металла шириной 1 м 15 см и толщиной около 15 см — прим. автора.)
Пошел с этой идеей в штаб сектора «М». Обсудили с Климчуком и Павловским. Те одобрили. Пригласил к себе директоров «Азовстали» и ММК им. Ильича. Откровенно сказал: если вы и дальше хотите работать в этом городе, вы должны сейчас по максимуму помочь обороне. Без этого мы Мариуполь не удержим. Они меня поняли. Я объяснил задачу — они поддержали. Дали и людей, и слябы.
Потом — об этом много писали в прессе — эти слябы приводили россиян в недоумение. Они расстреливали наши позиции, думали, что там одни трупы. А когда выбирались из своих танков — тут наши ребята живые и невредимые из укреплений по ним огонь открывают».
1
Бойцы в аэропорту Мариуполь – основном месте базирования летом 2014 года
Тем временем бойцы «Азова» тоже готовились к обороне. Интересные воспоминания оставили бойцы с позывными «Боб» и «Сова»: ««Азов» отошел на 14 блокпост. Это крайний блокпост под Мариуполем со стороны "Восточного". Вместе с 9-м винницким батальоном мы заняли позиции и стояли там под постоянными обстрелами несколько дней. А потом «азовцев» направили на усиление 9 и 10 блокпоста в Сартане, с северо-восточной стороны Мариуполя. Там позиции держал «героический» 23-й территориальный запорожский батальон «Хортица».
Читайте также: "Метинвест" подозревают в подготовке к фальсификации выборов в Мариуполе (+видео)
На каждый из блокпостов приехало по 5 «азовцев», и когда пошли первые разговоры о том, что Мариуполь будут захватывать, все запорожцы разбежались, не дожидаясь приказа об отступлении. Вместе с оружием. Потом, правда, один офицер и с ним еще трое вернулись. Отдали нам РПГ, боеприпасы. Но к ночи и их не было. Ушли!
Мы видели какие-то странные украинские мотопехотные соединения под Мариуполем. По ним террористы открыли огонь из «Градов», и они тоже разбежались.
В общем, остались мы впятером под Сартаной. Один на блокпосту, четверо в засаде. Всю ночь не спали. Знаете, если бы в эту ночь на нас враг пошел в наступление, мы бы смогли удерживать оборону аж 5 минут. По минуте на каждого. Но враг не пошел».
1
Один из двух танков 17-й бригады, которые в августе 2014 года защищали город
Тем временем, к 1 сентября вернулись потрепанные «нацгвардейцы» из Комсомольского – так у обороняющихся появилась артиллерия и какая-никакая бронетехника.
О том, почему не взяли Мариуполь в тот момент, ходит самая разная и противоречивая информация – от «договорняков» Ахметова в Москве до отчаянных рейдов десантников севернее. Позволю высказать и свою точку зрения.
Прежде всего, в районе не оказалось подразделений боевиков, которые могли бы сойти за «армию ДНР», а входить в огромный мегаполис, ввязываясь в уличные бои, было чревато большими потерями, которые скрыть было бы намного сложнее. В условиях хаоса и дезорганизации у российского командования, по всей видимости, не сложилось четкого представления о силах, которые могут оборонять город и окраины. Это, кстати, неудивительно, так как и штаб АТО несколько дней после Иловайска не мог скоординировать усилия армии, добробатов и МВД на этом направлении.
Как бы то ни было, но оставшийся под контролем Мариуполь стал одним из козырей в дальнейших переговорах в Минске, во многом став символом сопротивления российской агрессии.
Михаил ЖИРОХОВ, для СЛЕД.net.ua

Date: 2016-07-21 09:52 am (UTC)
jonathan_simba: (Default)
From: [personal profile] jonathan_simba
Круто. Те наши подразделения ВСУ, благодаря которым реально отстояли Мариуполь в мае 2014, даже не упомянуты. Вот эти самые, которые едут на видео (в т.ч. бэха нашего комбата):

https://www.youtube.com/watch?v=3q4mze7oD4A

Надо будет пацанам показать эту статью, пусть поржут.
Edited Date: 2016-07-21 09:52 am (UTC)

Date: 2016-07-22 06:59 am (UTC)
jonathan_simba: (Default)
From: [personal profile] jonathan_simba
Принято.

Profile

don_katalan: (Default)
don_katalan

July 2025

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 8th, 2025 02:59 am
Powered by Dreamwidth Studios