don_katalan: (Default)
[personal profile] don_katalan
Aleksandr Bogachev
Прочитал много французской прессы по делу Ле Пен. Попробовал собрать аргументы и контраргументы в один относительно короткий текст.
1. Это расследование не появилось из ниоткуда, идёт с 2016 года.
То есть это не то чтобы «Макрон вдруг испугался 2027 года и дал команду суду», как некоторые пишут. Нет.
Дело началось, когда она ещё была евродепутатом. Повод — OLAF (антикоррупционное ведомство ЕС) обнаружил, что из бюджета Европарламента платили зарплаты не помощникам в Брюсселе, а людям, которые работали на партию во Франции. То есть это была такая: деньги ЕС → якобы на помощников в Европарламенте → а реально шли на партийных работников.
Расследование шло почти 9 лет (!), с допросами, документами, и параллельно ей ещё удерживали деньги из зарплаты в Европарламенте.
В 2023 году она даже часть суммы вернула — что, мягко говоря, странно для человека, который считает обвинения полностью вымышленными.
2. Приговор по подобному делу, что отмечают все юристы, довольно стандартный. Однако весь сыр-бор по большей части не из-за того, что что ей дали реальный срок (он частично условный, 2 из 4 лет), а в том, что её немедленно лишили права баллотироваться на 5 лет. «Как так? Ведь они даже не дождались апелляции!"»
Но по закону Sapin II (2016 год, принят после череды коррупционных дел, еще раз — принят не "под Ле Пен", а после череды коррупционных дел), суд вправе назначить наказание в виде немедленного вступления в силу запрета на избрание, если считает это необходимым для общественного интереса.
Это тоже не впервые: например, так же лишали мандатов и прав участвовать в выборах министра бюджета Каюзака, премьера Фийона и ещё ряд региональных политиков.
То есть никакой «экстраказни» нет — это уже устоявшаяся практика для дел о финансовых махинациях.
3. То, что «это политический заказ от Макрона» — довольно нелепая идея, такой обратный карго-культ как раньше говорили.
Аргументы звучат так: «она лидирует в опросах, значит Макрон её боится, значит он дал команду суду».
Но:
— дело начали задолго до его президентства;
— суд во Франции реально независим (там даже оппозиционные политики — типа Меланшона — признают, что нельзя просто так взять и «позвонить судье»);
— никто же НЕ ОСПАРИВАЕТ сам факт схемы. Говорят только о том, что "все так делали". Но вот как раз с 16 года с этим и стали бороться.
Если это был бы заказ, его проще было бы реализовать до европейских выборов, до побед RN в регионах, и до трансфера лидерства в руки Барделлы.
Плюс — Ле Пен сама, когда-то, кстати, предлагала ввести пожизненное лишение пассивного избирательного права для осуждённых за хищения при мандате. В 2013 году. То есть формально суд сделал ровно то, за что она сама агитировала 10 лет назад:
«Quand allons-nous mettre en place l’inéligibilité à vie pour tous ceux qui ont été condamnés pour des faits commis à l’occasion de leur mandat?» («Когда мы введём пожизненное лишение права избираться для всех, кто был осуждён за преступления, совершённые при исполнении мандата?»)
4. Были аналогичные приговоры другим политикам — и там никто не кричал про «удар по демократии».
— Фийон получил срок и запрет на выборы. Никакого митинга «в защиту демократии» не было.
— Ален Жюппе — запрет, условный срок.
— Каюзак, как уже выше, — то же самое.
У всех — схожие эпизоды: использование бюджетных или партийных денег в личных/внецелевых целях.
У Ле Пен та же схема, просто громче, потому что она — наиболее рейтинговый оппозиционер.
Хотя были неоднократно приговоры и в адрес других статусных политиков, типа Саркози. И никаких вопросов не возникало.
Возражения про «диктатуру судей» выглядят просто как предвыборная мобилизация.
Да, в RN уже начали качать тему: суды — против народа, элиты — боятся нас, поэтому нам не дают избираться и т.п.
Но нарушение закона было, аналогичные кейсы были. И если убрать фамилии и просто показать кейс, ни у кого бы не возникло сомнений.
5. После приговора Syndicat de la magistrature (профсоюз судей) выпустил заявление, где напрямую ответил на обвинения RN в предвзятости:
«Ces offensives... des accusations de “justice partiale”, de “décision politique”... sont intolérables dans un État de droit» («Эти нападки... обвинения в “предвзятом правосудии”, в “политическом решении”... неприемлемы в правовом государстве»).
Часть политологов окрестили кейс «французским трампизмом». Но не в смысле политического произвола, а в смысле метода: если проиграл — обвиняй суд, элиты, СМИ и всех подряд. «Les réactions des figures du RN annoncent un basculement dans une logique trumpiste» («Реакции лидеров RN означают переход к трампистской логике»), — пишет Public Sénat.
6. В общем, констатация смерти французской демократии похоже явно преждевременна
UPD.
1. Сумма, которая вменяется именно им составляет 2,9 миллиона. Однако общая сумма ущерба - 4,1 миллиона, так как махинации начал еще отец Ле Пен в конце нулевых. Это то, что удалось доказать. По некоторым оценкам размер ущерба на самом деле порядка 7 миллионов.
2. Одним из первых подобных приговоров был приговор Жаку Шираку в 2011 за аналогичные действия в его бытность мэром Парижа в 1977–1995гг. Его не лишали пассивного избирательного права, так как тогда такой нормы не было.
Сейчас помимо Ле Пен были осуждены:
Восемь депутатов Европарламента от партии «Национальное объединение» (RN), в частности
Луи Алио (мэр Перпиньяна),​
Жан-Франсуа Жальк (бывший временный президент RN),​
Николя Бэй (действующий депутат Европарламента),​
Брюно Голниш (бывший второй номер партии). ​
Двенадцать человек, работавших в качестве парламентских ассистентов, в частности
Тимоте Уссен (действующий депутат Национального собрания Франции),​
Жюльена Одуль (действующий депутат Национального собрания Франции). ​
Четыре сотрудника партии, в частности
Валлеран де Сен-Жюста (казначей партии).
Многие из них также были лишены права избираться. Но они менее известны публике, чем Марин Ле Пен
3. Французский закон, включающий в себя немедленное лишение пассивного избирательного права не один. Такие же нормы действуют в Италии (Закон Северино 2012 года), Испании, Бразилии, отчасти - Великобритании (там несколько сложнее все).
4. Сам приговор - два года условно и два года с браслетом. С браслетом - это так называемая "peine ferme aménageable" - считается реальным сроком. Сама Ле Пен выступала против ее применения, называя это "мягкотелостью правосудия".
5. Сам кейс скорее невыгоден условному Макрону и выгоден Ле Пен. Он создает ей образ "гонимого политика", который протестует против системы и массу поводов для различных акций.
При этом, скорее всего, в выборах она участвовать сможет. Апелляционный суд, который, как ожидается, вынесет решение где-то в середине 2026 года сам приговор вряд ли отменит - вменяемые факты доказаны - но полностью приостановит его действие до кассации, на которую обычно уходит 2-3 года.
В случае избрания же, основываясь на 37 статье конституции, преследование приостановят до истечения мандата или мандатов. То есть до 32 или 37 года.

Profile

don_katalan: (Default)
don_katalan

April 2025

S M T W T F S
   1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23242526
27282930   

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Apr. 23rd, 2025 12:13 pm
Powered by Dreamwidth Studios