don_katalan: (Default)
[personal profile] don_katalan
Столица Аргентины отметила тридцатилетнюю годовщину войны за Фолклендские острова массовыми беспорядками и жестокими столкновениями с полицией. Демонстрация в память солдат, погибших в боях с англичанами, переросла в попытку разгромить посольство Великобритании в Буэнос-Айресе.

Англичане, вон из Мальвин!

Зачинщиками погрома выступили активисты левой радикальной группировки «Кебрачо». Молодые люди бросали камни и бутылки с «коктейлем Молотова» в здание британской дипмиссии. Досталось от них и полицейским, охранявшим посольство.

Поддержали радикалов и более умеренные социалисты: они предали огню чучело британского солдата, скандируя при этом лозунг: «Англичане, вон из Мальвин!» – так в Латинской Америке предпочитают называть Фолклендские острова.

Для подавления беспорядков аргентинская полиция применила слезоточивый газ, водометы и резиновые пули. Официальные лица страны выразили возмущение попытками «левых» спровоцировать погром. «Подобными действиями миноритарные политические группы пытаются привлечь к себе внимание. Так не выражаются ни дань памяти павшим в войне героям, ни неприятие британской колониальной политики. Это не способствует восстановлению суверенитета над островами и контроля над нашими природными ресурсами», – высказала свое мнение министр безопасности Аргентины Нильда Гарре.

А вот британские власти, похоже, остались довольны жестким подавлением волнений: так, представитель английского посольства в радиоинтервью отметил «профессионализм полиции при наведении порядка».

Тридцатилетие войны – время «юбилейных» колкостей

Очередной юбилей начала вооруженного конфликта стал хорошим поводом для резких политических заявлений по обе стороны океана. В минувший понедельник премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что нападение Аргентины на Фолклендские острова было «глубоко ошибочным» решением, и отметил, что Британия и впредь намерена защищать островитян от внешних посягательств.

В свою очередь президент Аргентины Кристина Фернандес отметила, что, несмотря на длительную оккупацию Мальвинских островов, ее страна сохраняет над ними суверенитет и в будущем вернет их себе. При этом президент пообещала лично приинять участие в митингах против британской оккупации.

Война на пределе возможностей

Вооруженный конфликт между Аргентиной и Великобританией произошел в 1982 году. Обе стороны воздержались от формального объявления войны, предпочитая говорить о восстановлении контроля над своей законной территорией. Тем не менее, 2 апреля 1982 года начались настоящие военные действия. Аргентинские войска под командованием генерала Менендоса, осуществляя операцию «Суверенитет», взяли в плен 80 британских морпехов. В ответ британские подводные лодки блокировали архипелаг, что поставило его защитников в трудное положение.

Обе стороны начали войну на пределе возможностей: аргентинские ВВС вынуждены были действовать с континентальных баз; размещенным на островах частям не хватало продовольствия, боеприпасов и медикаментов, а ВМФ Аргентины ничего не могли противопоставить атомным субмаринам британского флота. Но и для англичан война оказалась связана с огромными сложностями: острова были удалены на тысячи километров от метрополии и крупных баз, а проведенное накануне конфликта сокращение флота ставило под сомнение саму возможность вернуть архипелаг.

Тем не менее, правительство Маргарет Тэтчер приняло решение воевать. На освобождение Фолклендов отправили две трети оставшегося к тому времени английского флота; англичане переделывали под десантные суда гражданские лайнеры и даже собрали импровизированный авианосец на основе судна-контейнеровоза.

Война двоих лысых из-за расчески

В начале апреля стороны обменялись ударами на море. Английская подводная лодка утопила крейсер «Хенераль Бельграно», на борту которого находилось более 300 моряков, а затем британский бомбардировщик пустил ко дну рыболовецкое судно «Нарвал», случайно оказавшееся в зоне конфликта. В ответ самолеты Аргентины уничтожили крупнейший английский эсминец «Шеффилд» и повредили флагман британской группировки – авианосец «Инвинсибл».

Однако переломить ситуацию аргентинские пилоты уже не смогли, англичане собрали в районе конфликта более 100 судов и 20 тысяч военнослужащих. 21 мая британские войска начали штурм Фолклендских островов и быстро сломили сопротивление гарнизона.

Война продлилась 74 дня и стоила жизни 250 британских и 649 аргентинских солдат и офицеров. Под впечатлением от конфликта поэт Хорхе Луис Борхес написал стихотворение, в котором назвал войну «ссорой двоих лысых из-за расчёски».

Яблоко раздора

Впрочем, на самом-то деле острова оказались не столь бесполезными. В ожидании второй волны мировой рецессии британское правительство резко активизировало на них добычу нефти и газа. Экономическая активность империи вызвала резкое раздражение в Буэнос-Айресе. Правительство Аргентины обвинило Британию в колониализме и захвате чужих полезных ископаемых. В ответ Лондон отправил к островам новейший эсминец «Донтлесс».

В свою очередь аргентинские власти организовали торговое эмбарго, фактически взяв острова в экономическую блокаду. В декабре 2011 года страны южноамериканского торгового блока Mercosur, куда входят Бразилия, Парагвай и Уругвай, закрыли свои порты для судов, плавающих под флагом Фолклендских островов. В результате экономической блокады один апельсин в столице архипелага – Порт-Стэнли стоит около двух долларов. В магазинах в дефиците даже яйца, а в единственном столичном отеле кончилось южноамериканское пиво. Ситуация может еще больше ухудшиться, если аргентинцы смогут уговорить власти Чили прекратить авиарейсы с Фолклендских островов на континент. В этом случае Британии придется полностью обеспечивать островитян всем необходимым, так как выжить на островах без импорта станет практически невозможно.
Виктория Фоменко (www.trud.ru)
================
Фильм канала Дискавери


на закуску:
Подводная лодка, выигравшая войну (отрывок отсюда, но мой антивирусник блокировал оттуда трояна)
...Утром 1 мая аргентинская подводная лодка «Сан-Луис» капитан-лейтенанта Аскуэты атаковала неопознанный корабль, но торпеды прошли мимо. Аскуэта слышал какой-то взрыв, но есть все основания усомниться в достоверности этого заявления. Аргентинские газеты сообщили, что он стрелял по авианосцу «Инвинзибл», но более вероятно, что целью Аскуэты оказался фрегат «Бродсуорд». Интересно, что англичане этой атаки не заметили. Фрегаты «Бриллиант» и «Плимут» с помощью вертолетов прочесывали этот район, однако ничего не обнаружили. [439]
Но к утру 2 мая обстановка накалилась до предела. Адмирал Вудвард знал, что аргентинский флот вышел в море, чтобы атаковать британскую эскадру. Интересно отметить, что англичане отказались от привычной им системы обозначений. В Южную Атлантику отправилось не легендарное Соединение Н, а американизированные Оперативные Соединения 317 (надводные корабли) и 324 (подводные лодки). То же самое сделали аргентинцы, развернувшие ОС 79 в составе 2 групп: авианосец «25 Мая» в сопровождении ракетных эсминцев английской постройки; крейсер «Генерал Бельграно» и 2 старых эсминца типа «Аллен Самнер», в 1978 году перевооруженные ракетами «Эксозет». Вечером 1 мая севернее Фолклендов английские «Харриеры» обнаружили аргентинский авианосец, и Вудвард мог в любую минуту ожидать удара авианосных штурмовиков. С юга подходил «Бельграно». Кроме того, где-то поблизости находились 3 корвета французской постройки, тоже вооруженные «Эксозетами». Английское соединение оказалось в клещах, и единственным решением было сломать хотя бы одну лапу этих клещей.

Подводная лодка «Конкерор» следила за ОГ 79.3 — «Бельграно» и его сопровождением. Лодка еще в пятницу вечером совершенно случайно обнаружила аргентинский танкер и оставалась рядом с ним, пока к нему не подошел для дозаправки «Бельграно». Но «Спартан» и «Сьюперб» пока не обнаружили авианосец. Проблему создавало то, что аргентинские корабли находились вне 200-мильной запретной зоны вокруг островов. В то же время еще 23 апреля британское правительство заявило, что любой аргентинский корабль, представляющий явную угрозу британскому соединению, «встретит соответствующий отпор». 29 апреля было заявлено, что любой аргентинский корабль, который попытается приблизиться к ОС 317, будет уничтожен. К тому же, подводная лодка «Сан-Луис» первой атаковала британские корабли. Поэтому все рассуждения [440] о том, могли или не могли англичане атаковать «Бельграно», носят схоластический характер. Не только могли, но и были обязаны!
И все-таки адмирал Вудвард запросил у Лондона формальное разрешение на атаку. Однако это было утро воскресенья, и собрать правительство было нереально. В результате Вудвард взял ответственность на себя и 2 мая в 6.00 через спутник отправил «Конкерору» приказ: «От командира ОГ 317.8 «Конкерору». Экстренно. Атаковать группу «Бельграно». Так как приказ был отправлен через спутник, через 20 минут он был на столе адмирала сэра Питера Герберта, командующего британским подводным флотом. Он немедленно доложил командующему флотом адмиралу сэру Джону Фиддхаузу. Однако тот мудро предпочел умыть руки. По мнению командования, причин столь грубого нарушения субординации могло быть две: либо адмирал Вудвард спятил, либо стряслось что-то чрезвычайное. Самое интересное, что командир «Конкерора» капитан 2 ранга Рефорд-Браун этого приказа не получил.
Позднее стало известно, что в 8.10 «Белырано» повернул на запад, прекратив сближение с ОС 317. Однако аргентинские корабли продолжали находиться вблизи банки Бердвуд — обширного мелководного района к югу от Фолклендских островов. Если они повернут туда, то станут недосягаемы для «Конкерора». В 13.30 на подводной лодке была получена радиограмма из штаба Королевского Флота, в которой давалось разрешение на атаку аргентинских кораблей вне запретной зоны.
К этому времени ситуация кардинально изменилась, но Рефорд-Браун не подозревал об этом. «Конкерор» следовал в 7 милях за кормой аргентинского крейсера. Один эсминец шел в полумиле на правом крамболе крейсера, другой — в миле по правому траверзу. Если это был строй ПЛО, то выглядел он более чем странно, так как эсминцы прикрывали крейсер со стороны банки Бердвуд, где никаких [441] подводных лодок быть не могло. Рефорд-Браун сухо заметил, что такое прикрытие было «чисто символическим, особенно потому, что эсминцы были совершенно устаревшими, а их экипажи продемонстрировали полное отсутствие подготовки». Аргентинцы даже не потрудились включить гидролокаторы. Скорость соединения не превышала 13 узлов, а противолодочный зигзаг был настолько вялым, что больше мешал самим аргентинцам. Они даже не попытались укрыться на мелководье.
Командир «Адмирала Бельграно» капитан 1 ранга Эктор Бонзо сделал все от него зависящее, чтобы погубить свой корабль. «Конкерор» несколько раз всплывал под перископ, чтобы проверить свою позицию, но противник его не видел. В 18.30 Рефорд-Браун принял решение атаковать. Лодка находилась в 2 милях от крейсера. Рефорд-Браун погрузился и приказал дать полный ход, чтобы обойти аргентинское соединение по левому борту и занять идеальную позицию для торпедной атаки — чуть впереди траверза крейсера.
Сейчас Рефорд-Браун должен был выбрать между сверхсовременными управляемыми торпедами Mk.24 «Тайгерфиш» и добрыми старыми Mk.8** — торпедами времен Второй Мировой войны. Рефорд-Браун выбрал вторые, так как они имели заряд большего веса (750 фунтов против 331 фунта у Mk.24), и никаких проблем во время атаки он встретить не ожидал. Тонкие рассуждения насчет того, что «Тайгерфиш» не мог пробить 152-мм броневой пояс «Бельграно», отнесем на счет некомпетентности людей, писавших об этом. Первым и главным правилом действий командира подводной лодки является: ставить глубину хода торпеды так, чтобы она попадала под броневой пояс.
В 18.57 лодка снова подвсплыла на перископную глубину, чтобы ввести данные в автомат торпедной стрельбы. Ничего не подозревающие аргентинцы приближались. Дистанция составила всего 1380 ярдов, и Рефорд-Браун [442] даже испугался, что она слишком мала, и торпеды не успеют встать на боевой взвод после пуска. Но времени колебаться не было, и когда «Конкерор» оказался точно на траверзе у «Генерала Бельграно», командир приказал: «Залп!».
Через 55 секунд после пуска первая торпеда попала в носовую часть крейсера между якорными клюзами и носовой башней. Вся носовая часть корабля была оторвана. Через перископ Рефорд-Браун увидел яркую вспышку, взметнувшуюся к самым облакам. Через несколько секунд прогремел второй взрыв. Эта торпеда попала в «Бельграно» в районе кормовой надстройки под КДП зенитной артиллерии. Шум винтов третьей торпеды затих вдали, хотя спустя некоторое время послышался металлический лязг, словно торпеда попала во что-то, но не взорвалась. Существует предположение, что она ударилась в борт эсминца «Ипполито Бушар», так как позднее там была обнаружена какая-то вмятина.
После взрывов экипаж «Конкерора» разразился радостными воплями. Это было нарушением дисциплины, но опасаться ответных действий аргентинцев не приходилось. Честно говоря, учебные стрельбы на полигоне были сложнее этой атаки. Рефорд-Браун потом сказал: «Королевский Флот потратил 13 лет, чтобы подготовить меня именно к такой ситуации. Было бы крайне печально, если бы я с ней не справился». Действия командира были высоко оценены — он получил Орден за выдающиеся заслуги.
Все аргентинцы утверждают, что по кораблю словно прокатился огненный шар. Это свидетельствует лишь об одном — крейсер был совершенно не подготовлен к боевым действиям. Все двери и люки, похоже, были открыты нараспашку. Взрывная волна пошла наверх и разрушила кают-компании младших офицеров и старшин. В это время там находилось много людей, и 234 человека погибли сразу. Вода начала заливать кормовое машинное отделение, [443] вышли из строя вспомогательные генераторы. Погасло освещение. Запустить помпы не удалось, и вскоре поступление воды приняло неконтролируемый характер. Через 20 минут после попаданий торпед капитан 1 ранга Бонзо приказал покинуть корабль. Из 1093 человек, находившихся на борту, погиб 321. Вскоре «Бельграно» повалился на левый борт, перевернулся и затонул. Последний из ветеранов Пирл-Харбора не сумел обмануть судьбу еще раз. Аргентинские моряки пели националъный гимн, но имело ли это какой-то смысл в данный момент?

Рефорд-Браун не мог отделаться от впечатления, что все это происходит во время учений в Фаслейне, и ему пришлось подавить желание попросить вестового принести чашку чая. Это война. Нужно было уклоняться от контратаки кораблей сопровождения. «Конкерор» развернулся на юго-восток и пошел в глубину. Однако делать это было не обязательно. Аргентинские эсминцы не попытались ни атаковать лодку, ни спасать экипаж крейсера. Они просто удрали. Но благоразумие — основа отваги, и Рефорд-Браун предпочел сохранить в целости лодку, не пытаясь полностью уничтожить все аргентинское соединение, хотя это было вполне возможно. Несколько лет спустя, он даже сказал: «Я не думаю, что миссис Тэтчер поблагодарила бы меня, если бы я перезарядил аппараты и уничтожил два остальных корабля». Все-таки затянувшийся мир дурно повлиял даже на профессиональных военных, хотя адмирал Вудвард и заметил, что он давал разрешение атаковать только «Генерала Бельграно».
На следующий день «Конкерор» вернулся на место атаки, и Рефорд-Браун увидел 2 эсминца, занимавшихся спасением людей. То, что он не атаковал их в этом случае, вполне понятно и оправданно.
В заключение отметим несколько неясных моментов. Иногда говорят, что «Генерал Бельграно», он же CL-46 «Феникс», в третий раз потерял носовую часть. Ничего не могу сказать о столкновении с аргентинским крейсером [444] «9 Июля» (бывший «Бойз»), но в годы Второй Мировой войны он был поврежден лишь один раз, когда в 1944 году японская бомба разорвалась рядом с кормой.
Как могли аргентинские эсминцы, шедшие всего в миле от «Бельграно», «потерять крейсер из вида»? Да еще после этого «не найти» его? Здесь вывод совершенно однозначный — командиры «Ипполито Бушара» и «Педро Буэна» просто струсили и удрали, бросив тонущий крейсер и даже не попытавшись контратаковать английскую подводную лодку.
Почему «Бельграно» затонул от попадания всего одной торпеды? Надломленный в районе клюзов нос — повреждение скорее эффектное, чем эффективное. И британские торпеды Mk.8** никак нельзя сравнивать со знаменитыми японскими «лонг лэнсами». Скорее всего, следует говорить об абсолютной неподготовленности аргентинцев и запущенном состоянии корабля.
После этой атаки командующий аргентинским флотом адмирал Аная приказал всем своим кораблям спешно отойти, отменив операцию по перехвату британского соединения. Эсминцы, сопровождавшие крейсер, отправились в Порто-Белырано (вот ирония судьбы!), а «25 Мая» — в Ла-Плату. Адмирал Вудвард узнал об успешной атаке «Конкерора» лишь в 22.45, получив сообщение с командного пункта флота в Нортвуде. В тот момент он еще не подозревал, что уже выиграл войну. После этой атаки аргентинский флот уже не отважился выйти в море второй раз. Учитывая потери, которые понесли англичане от атак аргентинской авиации, участие флота могло переломить ход битвы. Но этого не произошло. Так одна атака одной подводной лодки выиграла целую войну.

Date: 2012-04-04 04:52 pm (UTC)
From: [identity profile] negonimne.livejournal.com
Спасибо за инфу, мало что знал об этих событиях

Profile

don_katalan: (Default)
don_katalan

July 2025

S M T W T F S
   1 2 3 45
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 4th, 2025 07:17 am
Powered by Dreamwidth Studios