don_katalan: (Default)
[personal profile] don_katalan
Позади два месяца зимы. Остался самый лютый месяц, который точно подбросит испытаний, ибо так бывает всегда. Но год начался, январь мы как-то проползли. Можно оформить некоторые мнемонические узелки.
Как бы не развивались переговоры, как бы не изменилась ситуация с обстрелами в ближайшие морозные дни, есть вещи, которые не стоит упускать.
1. Для начала каждому для себя имеет смысл определиться с «модальностью» (хорошее слово, мало кто может сформулировать его точное значение, но какие-то интуитивные подсказки оно даёт) оценок.
Поясню на практически идеальном примере, внезапно пришедшем из женского тенниса.
Как оценить выступление Элины Свитолиной на завершающемся в Мельбурне Australian Open?
А) Можно сказать, что она проиграла в полуфинале и утратила шанс выиграть первый турнир Большого шлема в карьере. И это будет горькой правдой.
Б) Но также можно сказать, что Свитолина прекрасно стартовала в этом сезоне. Выиграла турнир в Окленде, не отдав ни одного сета и победив двух россиянок дошла до полуфинала в Мельбурне (топ-4 лучших в мире). Благодаря чему заработала достойные призовые и уже в январе достигла своей цели на год – вернулась в топ-10 рейтинга WTA. Это железные факты.
Более того.
В) Люди, которые понимают в этом виде спорта, сходятся во мнении, что Свитолина демонстрирует шикарный теннис. Который обнадёживает в плане достижений в течение года.
Но ещё более того.
Г) Свитолина уступила первой ракетке мира – белоруске Арине Соболенко. К которой мы относимся скорее плохо, чем хорошо. В финале турнира Соболенко, будучи фавориткой, проиграла, ведя в заключительном сете 3:0. Что даёт нам определённую моральную сатисфакцию.
Д) Однако Соболенко проиграла россиянке!
Е) Но не просто россиянке – а бывшей россиянке Елене Рыбакиной, которая стараниями миллиардера Булата Утемуратова ещё в 2018 г. сменила гражданство и выступает за Казахстан, выиграв для своей новой страны сначала Уимблдон, а теперь и АО (Токаев уже поздравил).
Ё) Россияне ноют, что «не разглядели её», и пытаются напоминать, что она сохранила российский паспорт, «живёт в Москве» (казахские чиновники настаивают, что зарегистрирована в Астане), и вообще. Сама Рыбакина заканчивает посты фразой «Алға, Қазақстан,!», публично и, насколько можно судить, искренне благодарит Казахстан и казахских болельщиков за поддержку.
Теперь решите, что из вышеописанного имеет значение, что можно отбросить, и на основе чего лично вы сформируете оценку выступления Свитолиной.
А ведь это просто теннис…
Теперь экстраполируйте на всё происходящее. Войну, зиму, энергетику, ситуацию в мире, перспективы и т.д. Факты не изменятся. А вот контекст, в который вы их помещаете, и ваше отношение – это переменные. Рассматривать факты обособленно или в какой-то связке – это всегда выбор.
Главное, чтобы переменные не искажали (ибо начнутся ошибки, в т.ч. - фатальные) и в то же время не травмировали, не выжигали внутренние ресурсы. Тогда можно видеть разные варианты и как-то петлять там, где по объективным признакам давно пора было скиснуть.
2. Глядя на то, что происходит в тылу, можно констатировать, что наши сограждане в массе демонстрируют очень приличный теннис!
При всех очевидных проблемах, украинский тыл не даёт Путину тех переговорных аргументов, на которые он явно рассчитывал к этому моменту. Россияне наверняка попробуют ещё больше усилить прессинг, но по состоянию на сейчас они уже точно начали обсуждать сценарий «а что делать, если украинцы не сломаются зимой?».
3. Главным приоритетом остаётся ситуация на фронте.
Объективные факты и свидетельства с разных участков говорят, что общая динамика немного снизилась, однако давление россиян не ослабевает.
Снижение интенсивности связано как со значительными потерями оккупационных войск в декабре 2025 года, когда они лезли вперёд, пытаясь выполнить планы при благоприятной погоде. Так и с похолоданием. В сумме российские войска берут короткие паузы на перегруппировку, чуть меняют тактику, но ползут по своим же трупам.
Например, в многократно «взятом» Купянске вместо беспорядочных и бесплодных попыток «восстановить положение» с помощью самоубийственных штурмовых действий на узких участках, они перешли к усилению давления по всему периметру зоны контроля наших войск на левом берегу Оскола. Т.е., давления станет больше. Но для его поддержания им нужно задействовать дополнительные силы. Которые либо придётся снять с других участков, либо пересмотреть какие-то планы для резервов.
Из последнего яркого: Силы обороны Украины выпилили ЗРК «ТОР-М1» на ТОТ в Луганской области и ЗРК «Оса» на ТОТ в Запорожской области. Ну, и россияне потеряли как минимум один самолёт.
Стало меньше информации о дипстрайках, но никуда не делись удары на среднюю дистанцию – по складам, транспорту, местам дисклокации и скопления живой силы врага. А также ценным ВВТ, в первую очередь – различным элементам ПВО (РЛС, пусковые и др.).
За январь только СБС вывели из строя 9,5 тыс. российских оккупантов (около 5000 убитыми). Что меньше рекордных показателей декабря. Но суммарно за 2 месяца СБС выпилили 21,5 тыс. российских солдат (более 11 тыс. убитыми). Это – примерно треть от подтверждённых потерь россиян.
Т.е., за два зимних месяца боевые потери российской армии составляют около 60-62 тыс. человек, из которых порядка 30 тыс. - убитыми. Плюс какое-то число – небоевых. Самоубийства, наркотики, ДТП, неосторожное обращение с оружием, несчастные случаи и др. Плюс заболевшие. Плюс дезертиры. В целом суммарные потери российских войск на уровне 35 тыс. человек в месяц благодаря Силам обороны Украины уже стали данностью.
Озвученный план довести этот показатель до 50 тыс. имеет под собой основания, но, естественно, требует целого ряда мер.
Подчеркну, что в федеральном бюджете РФ на 2026 г. заложена компенсация на 160 тыс. ПЛАНОВЫХ похорон обычных солдат (не считая разных специальных категорий). Сейчас уровень российских потерь – чуть выше (на ~10%) их плана. Если потери вырастут, Кремлю придётся пересматривать не только бюджет (это следствие), сколько подходы к набору людей (собираются привлечь в 2026 г. порядка 410 тыс. человек). И принимать решения.
4. Вспомните зиму прошлого года.
В феврале россияне значительно активизировали удары по тылу, стало больше жертв среди гражданских, осуществлялось всестороннее информационное давление. Качали ужасно. Причём не только из Москвы. Базовая причина – условно полугодичный военный цикл переступил в нисходящую фазу.
Российские войска не достигли поставленных целей, но при этом исчерпали бОльшую часть наступательного потенциала. Им было необходимо время на перегруппировку, пополнение и коррекцию целей. Как раз в такой момент открывается окно для переговоров.
Ещё будучи главой ГУР, Кирилл Буданов сказал, что пространство для диалога возникнет в феврале. Как диалог завершится – это другой вопрос. Но сейчас российские войска подходят (или подошли) к высшей точке цикла, истощили значительную часть потенциала и заходят в фазу коррекции (примерно до апреля) перед следующим возможным циклом.
Ввиду чего возникнет традиционный вопрос – примет ли Путин решение продолжать ещё на полгода? Что означает боевые действия до выборов в США.
Осенью 2025 г. Трамп заявил, что экономика РФ в непростом положении, Путин не готов идти на уступки, но «посмотрим через 6 месяцев». Это примерно конец февраля – март.
Т.е., объективно возникает период интенсивных дискуссий, который будет сопровождаться давлением на фронте (условно нисходящее), ударами по тылу (восходящее) и психологическим давлением (восходящее).
Как уже неоднократно писал: прикладная задача – не рассыпаться до апреля, чтобы Россия и США не выдавили за столом переговоров то, что Путин не может получить на фронте.
5. Что надо обязательно учитывать.
Характер войны меняется в силу тотального проникновения дронов. Это влияет и на традиционные циклы. Тренд №1 в российской армии –масштабирование сил беспилотных систем (которые они планируют довести до циклопического числа – 165 тыс. человек).
Для этого они во многом копируют украинские подходы. В том числе – через создание воронок для втягивания гражданского сектора. Деревянное иерархичное российское войско в какой-то части явно адаптируется.
На уходящей неделе Минобороны РФ, вместе с движением «Народный фронт» и при участии Минпромторга запустили очередной сетевой проект «Воентех». Цель – ускорить внедрение инноваций в ОПК. Догнать Украину по темпам военного креатива, но опередить за счёт масштаба.
Эта фоновая история с дронами может изменить характер периода подготовки к новому наступательному циклу. Масштабирование станет более заметным к концу весны. Этот процесс может стать каплей, мотивирующей Кремль сходить в наступление ещё раз. Часть ястребов наверняка увидит в нём шанс для перелома.
Но тема дронов так или иначе связана с международными контактами РФ. Россия во многом остаётся зависимой. И как тут пойдёт – есть варианты.
6. По ситуации внутри России – особо углубляться не буду. Много уже написал, много хороших текстов в сети.
Общая канва: на фоне очевидного ухудшения экономической ситуации (которая далека от катастрофы, но должна вызывать беспокойство в Кремле) все отчётливее видны уже понесенные и перспективные долгосрочные потери России. Которые неизбежно ставят вопрос – а сколько ещё продолжать, если нет перелома?
Для конкретного Путина или условного Патрушева такой вопрос может не стоять вообще или находиться на периферии. А вот для массы других людей в элитах он обостряется. Это неизбежно скажется на эффективности режима и докатится до вождей. Потому что у них есть животрепещущая задача – сохраниться и обеспечить такой транзит, чтобы не переживать за отпрысков.
Поэтому важной корзинкой событий будет всё, что ухудшает ситуацию в РФ.
Пока не случившееся, но давшее повод для оптимизма: публичная риторика европейских стран не только заблокировать «теневой флот» на Балтике, но и вообще остановить российскую торговлю нефтью. Это то, о чём мы талдычим уже не знаю сколько времени.
Тут не будет какого-то стремительного прогресса. Но потребует от РФ дополнительных усилий и увеличит издержки. Ну, а если случится и затронет хотя бы десятки судов – это будет сильный аргумент допустить Европу за стол для обсуждения будущей архитектуры безопасности.
7. Точка сборки – США и Трамп.
После яркого перфоманса в Венесуэле администрация Трампа явно нуждается в новых шумовых эффектах и в связи с делом Эпштейна, и в связи с особенностями внутренней ситуации.
В полной мере канализировать историю о моральном разложении верхушки на британскую аристократию, рептилоида Гейтса и других персонажей, не получится. Придётся кого-то бомбить. От успеха этой бомбёжки будет зависеть диспозиция на весну и весь комплекс переговорных треков с Китаем, Индией, Европой, Россией и т.д.
Вариантов с готовым обоснованием бомбометания несколько: Мексика, Куба, Иран, рандомные «террористы»/наркоторговцы в любом неожиданном месте, типа Калифорнии. Везде свои плюсы и минусы.
Мексика пытается выпетлять, выдавая преступников, усиливая/имитируя меры точечного давления на картели, в надежде не допустить применения американских войск (даже в формате ударов беспилотниками) до момента, пока Трамп снова не переключится.
По Ирану много всего. Блокада может быть наиболее разумным инструментом, но не обеспечивает необходимого фейерверка.
По Кубе интересные формулировки, их в отдельный текст вынесу.
США не могут игнорировать (явно показывают недовольство) попытки Канады, Британии и других субъектов искать счастья в обнимашках с Китаем. Отмена виз для коротких поездок британцев в Китай – это ни о чём, но как символический жест резонансно.
То, что многие восприняли как отскок в Давосе от Гренландии после отпора со стороны Европы, подрывает историю о всесильности гегемона. Станет больше упрямства. Демонстративное применение силы в какой-то точке становится практически неизбежным.
Для бюрократической логики, в которой действует американская госмашина, первичной точкой приложения усилий должно быть западное полушарие. Могут возникнуть разные ходы, типа блокирования поставок российского дизеля в Бразилию, который прорывается за счёт демпинга. Это реально лишает США части заработка. В контексте тотального выпиливания российско-китайского присутствия – вполне адекватная сути момента история.
Естественно, в условную Бразилию никто соваться не будет, но это предполагает дополнительную активность на море. При этом активничать на всех морях не получится, придётся выбирать. Проще всего решать задачу на Балтике. И одновременно наигрывать на сюжет с Гренландией.
Россияне заговорили вслух о необходимости сопровождать кораблями ВМФ свои танкеры. Что наверняка вызывает ужас у российских моряков, но может быть пару раз демонстративно реализовано за пределами Балтики. Вашингтон будет вынужден реагировать, иначе электорат не поймёт.
Так что пока у нас война катится в линейной логике, нарастает число поводов для военных инцидентов (в т.ч. – случайных), которые могут непрямо, но сильно затронуть и наш трек. Где сильно – не означает плохо. Но может быть и плохо. Например, если цены на нефть позволят РФ даже при сокращении объёмов торговли углеводородами финансировать войну.
8. В отношении Китая США чётко артикулируют приоритет – избежать прямого военного столкновения. Но взаимное «покусывание» чужими руками никто не отменял.
У товарища Си много внутренних задач, но этот год – подготовительный, результаты нужны в следующем году, когда состоится съезд КПК. Поэтому манёвр – шире. В том числе – и по Тайваню, где не исключён выгодный Пекину политический трек.
А Трампу результаты нужны уже. Что мотивирует его быстрее разбираться с отвлекающими задачами. Поэтому вполне логичным было бы параллельное усиление давления и на Украину, и на Россию.
Публично артикулируется, что единственным камнем преткновения остался «вопрос территорий». Подразумевается кусочек Донецкой области с Краматорско-Славянской агломерацией.
Спросим себя: России что, не хватает территорий? Они получат территории и угомонятся? Очевидно же, что нет.
Поэтому чисто гипотетически проблемой являются «территории + контекст к ним». Так точнее. Территории в контексте некого дальнейшего продолжения.
А это продолжение неизбежно тянет за собой тему статуса Украины в отношении России (и наоборот) после условной подморозки/замирения. Для красоты назовём это «модальности режима сосуществования».
Что снова и снова подводит к модели зонирования, которую ещё два года назад породил Китай. Её суть: территории с разными режимами безопасности, разными экономическими порядками и разными гарантиями.
Что автоматически снимает/видоизменяет темы ЕС, НАТО и подобное.
Логика реалполитических процессов подсказывает, что нас будут толкать куда-то сюда. Что плохо.
Поэтому задача минимум – не поплыть, когда будет открыта форточка переговоров. Ибо обрушение будет неизбежно означать зонирование.
Задача максимум – показать такой уровень внутренней организации, чтобы сохранить субъектность в рамках всей подконтрольной территории. А темы «зонирования» перебросить на временно оккупированные.
Что эпически сложно и никому, кроме нас, не нужно…
9. Возвращаясь к «теннисной» шкале оценок.
Перед нами факты и целый спектр контекстов.
Главный факт – Украину (пока) не загнали в ситуацию безысходности.
Идеальным вариантом было бы заморозить войну по ЛБС вчера и продолжать переговорные танцы. Такой опции пока нет. А если есть – надо брать.
Линейный сценарий предполагает к выборам в США:
• порядка 200 тыс. убитых и столько же раненых российских солдат;
• галопирующую деградацию российской экономики вследствие нарастания проблем, отдаление сроков нормализации и восстановления;
• нарастание инфраструктурного, экономического, демографического и других кризисов в Украине;
• отличную от нуля вероятность, что Россия превратит в руины, а затем получит контроль над кучами битого кирпича в районе Славянска и Краматорска (такую позицию в форме информирования о мнениях иностранных разведок озвучил Буданов).
Нам плохо.
Для России - плохо.
Для США – не решает задачи администрации Трампа.
Китай устраивает.
Европу устраивает. Но без европейской помощи (которая физически должна поступать с апреля) мы не пройдём даже линейный сценарий.
Нужен нелинейный, который устроит нас, Европу, подойдёт действующей администрации Вашингтона, не вызовет изжоги у Китая, а в идеале - сохранит лицо Путину, чтоб он не сильно упирался.
При этом вероятность координации между Европой и США – величина исчезающая, а мотивация – противоположная.
Тайминг на выработку такого сценария – до апреля. Иначе с высокой вероятностью запускается следующий полугодичный цикл войны.
Детально подсказывать что-то реалистичное в интернетах – излишне. Но ключевой маркер очевиден: стабилизация ЛБС, вероятно – в виде глубокой килл-зоны.
Неприемлемый уровень потерь для РФ, деградация способности обслуживать войну, эскалация отложенных проблем – это корзинки, в которые должны падать наши действия и направляться усилия партнёров.
Весна через 4 недели.
===
Сергій Дацюк
Война потеряла смысл для обеих сторон. Рассуждать в линейной логике войны это рассуждать в бессмысленном. Если Украина вдруг начнет преобазования (конституция, военная стратегия, внутрення политика со снижением веса националистического тренда), это сильно повлияет на войну и Россию. Гуманитарная логика у вас да и у многих вообще не учииывается.
===
Ivan Redin
Большое спасибо за Вашу работу. Шкода що вам не знайшли місце радника міністра оборони, а замість вас, наприклад, радником стал шахрай, ухилянт, злочинець, сепаратист стерненко. Шкода що талановити та розумні не потрібні...... так ми ніколи не виграємо.

Profile

don_katalan: (Default)
don_katalan

February 2026

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 1st, 2026 08:00 pm
Powered by Dreamwidth Studios