don_katalan (
don_katalan) wrote2024-05-11 10:12 am
![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Ainash Kerney · Репарации, или Миф о советской науке
Ainash Kerney · Репарации, или Миф о советской науке
В августе 1945 г. на Потсдамской конференции были определены объемы репарационных выплат, в т.ч. СССР. Германия выплатила репарации материальными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами: промышленное оборудование, сырье, материальные ценностей, флот, техническая документация, эвакуация ученых и технических специалистов, продукция неэвакуированных производств, а также труд германских военнопленных на территории СССР.
По данным историка М. И. Семиряги, в СССР в качестве репарации было отправлено 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование, оборудование бассейнов, вагоны и паровозы, гражданские и военные корабли, техника для Центральной телефонной станции Москвы, функционировавшая до 1980-х гг. Кроме того, было демонтировано и вывезено 1337 германских предприятий из Польше, 206 – из Австрии, 54 – из Чехословакии, 11 – из Венгрии. Всего получено 1 118 000 тыс. единиц оборудования.
(Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. - М.: Российская политическая энциклопедия,1995// https://www.litmir.me/br/?b=596768&p=1)
Вывозили заводы военного назначения: производства отравляющих веществ, синтетических материалов, химические и металлообрабатывающие заводы, вагоностроительные и ремонтные. Кроме того, вывезли и машины для производства грампластинок, деревообрабатывающие и сыроваренные, ткацкие, цементные и др. производства.
Всего СССР полностью или частично демонтировал и вывез 4389 предприятий. По сведениям М. И. Семиряги, в 1945 г. в СССР имелось 570-580 тыс. станков, значительная часть - устаревшие. сам СССР произвел в 1946-1950-е гг. только 290 тыс. станков. Благодаря вывезенным из Германии парк станков в начале 1950-х гг. составил 1 млн 507 штук.
Помимо этого до 1954 г. вывозили разные товары и имущество. Для примера вывезенного только за 1 год - 1945 г.: 73,5 тыс. вагонов стройматериалов и всякого конфискованного имущества, включая десятки тысяч роялей и пианино, 458 тыс. радиоприемников, 188 тыс. ковров, 941 тыс. единиц мебели, 241 тыс. часов, 6370 вагонов бумаги, 588 вагонов посуды, 3,4 млн пар обуви, 1,2 млн пальто, 2,5 млн платьев, 4,6 млн единиц белья, 154 вагонов тканей и мехов, 24 вагона музыкальных инструментов, 2 млн голов крупного рогатого скота, 206 тыс. лошадей; 2,3 млн тонн зерна, 1 млн тонн картофеля и овощей, 1 млн тонн жиров и сахара, 16 тонн табака, 20 млн литров спирта, 186 вагонов вина.
Из Германии в СССР вывозились передовые технологические линии и целые производства с технической документацией. Это, например, заводы германский фирм «Телефункен», «Лоренц», «Осрам», «Кох и Штерцель», «Радио-Менде» и другие. Благодаря этому в Советском Союзе было налажено производство многих видов продукции.
Перевозились крупные танковые, артиллерийские и судостроительные заводы, а также фабрики по производству боеприпасов и военно-инженерной техники. Например, были демонтированы специализированные верфи в Бремене и Штеттине и заводы по производству торпед, двигателей и систем управления огнем подводных лодок.
Всего в Германии, Польше, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Манчжурии было демонтировано и вывезено в СССР более 4 тысяч промышленных предприятий.
От «Кригсмарине» Советский Союз получил: 1 крейсер, 10 эсминцев, 10 подводных лодок, 44 минных тральщика, 30 торпедных катеров и другие корабли и суда.
А также вывезено 447,7 тыс тонн черного и цветного металла, 174,1 тонны драгметаллов, миллионы книг и сотни тысяч предметов искусства, турбины, двигатели ракет ФАУ-2, уран.
С целью демонтажа крупных предприятий был создан особый институт демонтажников, в котором были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности.
М. Семиряга указывает, что трофейные команды отправили из Германии в СССР более двух с половиной тысяч демонтированных промышленных предприятий, свыше двух миллионов голов рогатого скота, почти сто тысяч вагонов со стройматериалами, мебелью, вещами, различным хозяйственным оборудованием, около трех миллионов пар обуви, полмиллиона радиоприемников, 60 тысяч одних только роялей и пианино и мн. др.
Он же подчеркивает, что восстановление в рекордные сроки Днепрогэса и других электростанций стало возможным благодаря вывезенным из Германии почти 100 (!) электростанций общей мощностью 4 млн киловатт. Вывозились фабрики, производившие продукцию, которая в Советском Союзе не выпускалась: перлон, искусственный шелк, синтетический каучук.
Кроме этого, даже не имевшие к промышленности никакого отношения советские предприятия и учреждения отправляли в Германию собственные команды демонтажников. М. Семиряга пишет о том, что Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны, а Ленинская библиотека послала в Германию своих работников для отправки в СССР книг и рукописей.
Российский историк Ю. Жукова пишет, что выпуск первых легковых автомобилей в СССР «Москвичей» и «Побед» стал возможен благодаря вывезенным с заводов «Опель» штампов и станков. Оборудование и технологии завод оптики «Цейса» позволили создать фотоаппараты «Киев», «Ленинград», «Москва». Среди вывезенного он перечисляет свыше 3 тысяч паровых котлов, 10 тысяч турбин (всего 4 миллиона единиц промышленного оборудовании).
Советский Союз не имел ученых и технические кадры такой квалификации, которые могли бы работать на германском оборудовании, с технической документацией, продолжать научные исследования и технические разработки. И потому в советской зоне Германии было создано около 200 научно-технических бюро, полсотни экспериментальных цехов и лабораторий. В них работали тысячи германских ученых, инженеров, техников. В июле 1946 года в Германию прибыло в общей сложности более 14 тысяч советских ученых и инженеров для изучения опыта германских коллег. Перед ними были поставлены задачи по контролю работы германских научно-технических институтов, привлечение их сотрудников для работы в СССР и изучения эффективного опыта создания изобретений.
Для обнаружения и доставки высококвалифицированных инженеров был задействован аппарат НКВД.
В период с мая 1945 г. до сентября 1947 г. около несколько тысяч (данные разнятся) германских специалистов вместе с семьями были вывезены в СССР. В их числе ядерщики, ракетчики, химики, самолетостроители, оптики и др. специалисты (имевшие отношение к созданию «Фау», «мессершмиттов», боевых отравляющих веществ).
Большинство германских ученых занималось в СССР военными разработками, они внесли существенный вклад в производство ядерного оружия, ракетной техники, реактивных самолетов. Этих специалистов возвращали в Германию с конца 1949 г. до 1958 г. (последние - специалисты военных отраслей).
Чтобы представить масштаб «помощи» в развитии советского производства, перечислим лишь некоторые цифры: 300 ученых и специалистов, участвовавших в ядерной программе Третьего рейха; около 800 инженеров и техников компаний «Юнкерс» и BMW, специализировавшихся на проектировании и изготовлении турбореактивных двигателей (германские аналоги производились в СССР под марками РД-10 и РД-20), и создавших двигатель НК-12 для бомбардировщика ТУ-95; 6 000 технических специалистов в области ракетостроения, (производивших Фау-1 и Фау-2); примерно 4 000 специалистов по проектированию и строительству подводных лодок; 16 немецких оружейных конструкторов (среди них Хуго Шмайссер).
По подсчетам Г.И. Ханина, «в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) репарационные поставки обеспечивали примерно половину поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности. Для ряда отраслей (оптика, радиотехника, производство дизелей, устройств связи, электротехнических изделий, кузнечно-прессового оборудования, искусственных волокон, пластмасс, синтетического каучука, в нефтехимии и т.д.) практическое значение репарационных поставок было значительнее, и преимущественно за счет этих поставок в четвертой пятилетке удалось в несколько раз (!) по сравнению с довоенным уровнем поднять производство» (с).
Следует отметить, что демонтированные заводы (радио- и электропромышленное оборудование) были размещены в Москве, Ленинграде, Харькове, Ижевске, Новосибирске, Томске, Воронеже, городах Московской области.
Труд военнопленных стал частью репарации. Он использовался в самых разных отраслях промышленности. Как правило, это было строительство, топливно-энергетическая отрасль, производство стройматериалов, металлургия, добыча угля и т.д.
Еще одним источником репараций стала денежная эмиссия: 1,9 млрд. долларов плюс германские активы за границей на сумму 73,2 млн. долларов).
Безусловно, репарации (наряду с ленд-лизом) имели существенное значение для послевоенного восстановления экономики страны. Как считают российские ученые, в ряде отраслей они «содействовали не только восстановлению разрушенного хозяйства, но и послужили толчком к техническому прогрессу» (с).
P.S. Т.н. «нелегальные» трофеи (до Потсдамской конференции) Красной Армии не регламентировались и не подсчитывались (десятки тысяч тонн грузов и десятки тысяч единиц авто, мотоциклов). Вывозилось все: от сувениров, часов, бритв (солдаты) до вагонов разного рода материальных ценностей (генералы и полковники).
=====
Алі Татар-заде
коли сталися "ґластноть, ускарєніє і новоє мишлєніє", американських журналістів послали вперше брати інтерв'ю в Горбачова.
ЦК як міг узгодив всі питання, навіть спонтанні, типу "Ваш вілікій толстоєвскій казав що мір спасьот красата, а ви так тожи щітаітє?"
Проте ви ж знаєте американських журнашльондр!
Взяли і всунули неузгоджене.
Та й вопросик був на вид вкрай безневинний.
- Містер Горбачов, які американські письменики - ваші улюблені?
Горбачов не розгубився
- Разниє, - відповів він з глибоким, задумливим патосом.
А що відповіли би Ви?
В августе 1945 г. на Потсдамской конференции были определены объемы репарационных выплат, в т.ч. СССР. Германия выплатила репарации материальными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами: промышленное оборудование, сырье, материальные ценностей, флот, техническая документация, эвакуация ученых и технических специалистов, продукция неэвакуированных производств, а также труд германских военнопленных на территории СССР.
По данным историка М. И. Семиряги, в СССР в качестве репарации было отправлено 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование, оборудование бассейнов, вагоны и паровозы, гражданские и военные корабли, техника для Центральной телефонной станции Москвы, функционировавшая до 1980-х гг. Кроме того, было демонтировано и вывезено 1337 германских предприятий из Польше, 206 – из Австрии, 54 – из Чехословакии, 11 – из Венгрии. Всего получено 1 118 000 тыс. единиц оборудования.
(Семиряга М.И. Как мы управляли Германией. - М.: Российская политическая энциклопедия,1995// https://www.litmir.me/br/?b=596768&p=1)
Вывозили заводы военного назначения: производства отравляющих веществ, синтетических материалов, химические и металлообрабатывающие заводы, вагоностроительные и ремонтные. Кроме того, вывезли и машины для производства грампластинок, деревообрабатывающие и сыроваренные, ткацкие, цементные и др. производства.
Всего СССР полностью или частично демонтировал и вывез 4389 предприятий. По сведениям М. И. Семиряги, в 1945 г. в СССР имелось 570-580 тыс. станков, значительная часть - устаревшие. сам СССР произвел в 1946-1950-е гг. только 290 тыс. станков. Благодаря вывезенным из Германии парк станков в начале 1950-х гг. составил 1 млн 507 штук.
Помимо этого до 1954 г. вывозили разные товары и имущество. Для примера вывезенного только за 1 год - 1945 г.: 73,5 тыс. вагонов стройматериалов и всякого конфискованного имущества, включая десятки тысяч роялей и пианино, 458 тыс. радиоприемников, 188 тыс. ковров, 941 тыс. единиц мебели, 241 тыс. часов, 6370 вагонов бумаги, 588 вагонов посуды, 3,4 млн пар обуви, 1,2 млн пальто, 2,5 млн платьев, 4,6 млн единиц белья, 154 вагонов тканей и мехов, 24 вагона музыкальных инструментов, 2 млн голов крупного рогатого скота, 206 тыс. лошадей; 2,3 млн тонн зерна, 1 млн тонн картофеля и овощей, 1 млн тонн жиров и сахара, 16 тонн табака, 20 млн литров спирта, 186 вагонов вина.
Из Германии в СССР вывозились передовые технологические линии и целые производства с технической документацией. Это, например, заводы германский фирм «Телефункен», «Лоренц», «Осрам», «Кох и Штерцель», «Радио-Менде» и другие. Благодаря этому в Советском Союзе было налажено производство многих видов продукции.
Перевозились крупные танковые, артиллерийские и судостроительные заводы, а также фабрики по производству боеприпасов и военно-инженерной техники. Например, были демонтированы специализированные верфи в Бремене и Штеттине и заводы по производству торпед, двигателей и систем управления огнем подводных лодок.
Всего в Германии, Польше, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Манчжурии было демонтировано и вывезено в СССР более 4 тысяч промышленных предприятий.
От «Кригсмарине» Советский Союз получил: 1 крейсер, 10 эсминцев, 10 подводных лодок, 44 минных тральщика, 30 торпедных катеров и другие корабли и суда.
А также вывезено 447,7 тыс тонн черного и цветного металла, 174,1 тонны драгметаллов, миллионы книг и сотни тысяч предметов искусства, турбины, двигатели ракет ФАУ-2, уран.
С целью демонтажа крупных предприятий был создан особый институт демонтажников, в котором были задействованы специалисты соответствующих отраслей промышленности.
М. Семиряга указывает, что трофейные команды отправили из Германии в СССР более двух с половиной тысяч демонтированных промышленных предприятий, свыше двух миллионов голов рогатого скота, почти сто тысяч вагонов со стройматериалами, мебелью, вещами, различным хозяйственным оборудованием, около трех миллионов пар обуви, полмиллиона радиоприемников, 60 тысяч одних только роялей и пианино и мн. др.
Он же подчеркивает, что восстановление в рекордные сроки Днепрогэса и других электростанций стало возможным благодаря вывезенным из Германии почти 100 (!) электростанций общей мощностью 4 млн киловатт. Вывозились фабрики, производившие продукцию, которая в Советском Союзе не выпускалась: перлон, искусственный шелк, синтетический каучук.
Кроме этого, даже не имевшие к промышленности никакого отношения советские предприятия и учреждения отправляли в Германию собственные команды демонтажников. М. Семиряга пишет о том, что Госкомитет по физкультуре и спорту поручил своим бригадам демонтировать плавательные бассейны, а Ленинская библиотека послала в Германию своих работников для отправки в СССР книг и рукописей.
Российский историк Ю. Жукова пишет, что выпуск первых легковых автомобилей в СССР «Москвичей» и «Побед» стал возможен благодаря вывезенным с заводов «Опель» штампов и станков. Оборудование и технологии завод оптики «Цейса» позволили создать фотоаппараты «Киев», «Ленинград», «Москва». Среди вывезенного он перечисляет свыше 3 тысяч паровых котлов, 10 тысяч турбин (всего 4 миллиона единиц промышленного оборудовании).
Советский Союз не имел ученых и технические кадры такой квалификации, которые могли бы работать на германском оборудовании, с технической документацией, продолжать научные исследования и технические разработки. И потому в советской зоне Германии было создано около 200 научно-технических бюро, полсотни экспериментальных цехов и лабораторий. В них работали тысячи германских ученых, инженеров, техников. В июле 1946 года в Германию прибыло в общей сложности более 14 тысяч советских ученых и инженеров для изучения опыта германских коллег. Перед ними были поставлены задачи по контролю работы германских научно-технических институтов, привлечение их сотрудников для работы в СССР и изучения эффективного опыта создания изобретений.
Для обнаружения и доставки высококвалифицированных инженеров был задействован аппарат НКВД.
В период с мая 1945 г. до сентября 1947 г. около несколько тысяч (данные разнятся) германских специалистов вместе с семьями были вывезены в СССР. В их числе ядерщики, ракетчики, химики, самолетостроители, оптики и др. специалисты (имевшие отношение к созданию «Фау», «мессершмиттов», боевых отравляющих веществ).
Большинство германских ученых занималось в СССР военными разработками, они внесли существенный вклад в производство ядерного оружия, ракетной техники, реактивных самолетов. Этих специалистов возвращали в Германию с конца 1949 г. до 1958 г. (последние - специалисты военных отраслей).
Чтобы представить масштаб «помощи» в развитии советского производства, перечислим лишь некоторые цифры: 300 ученых и специалистов, участвовавших в ядерной программе Третьего рейха; около 800 инженеров и техников компаний «Юнкерс» и BMW, специализировавшихся на проектировании и изготовлении турбореактивных двигателей (германские аналоги производились в СССР под марками РД-10 и РД-20), и создавших двигатель НК-12 для бомбардировщика ТУ-95; 6 000 технических специалистов в области ракетостроения, (производивших Фау-1 и Фау-2); примерно 4 000 специалистов по проектированию и строительству подводных лодок; 16 немецких оружейных конструкторов (среди них Хуго Шмайссер).
По подсчетам Г.И. Ханина, «в четвертой пятилетке (1946-1950 гг.) репарационные поставки обеспечивали примерно половину поставок оборудования для объектов капитального строительства в промышленности. Для ряда отраслей (оптика, радиотехника, производство дизелей, устройств связи, электротехнических изделий, кузнечно-прессового оборудования, искусственных волокон, пластмасс, синтетического каучука, в нефтехимии и т.д.) практическое значение репарационных поставок было значительнее, и преимущественно за счет этих поставок в четвертой пятилетке удалось в несколько раз (!) по сравнению с довоенным уровнем поднять производство» (с).
Следует отметить, что демонтированные заводы (радио- и электропромышленное оборудование) были размещены в Москве, Ленинграде, Харькове, Ижевске, Новосибирске, Томске, Воронеже, городах Московской области.
Труд военнопленных стал частью репарации. Он использовался в самых разных отраслях промышленности. Как правило, это было строительство, топливно-энергетическая отрасль, производство стройматериалов, металлургия, добыча угля и т.д.
Еще одним источником репараций стала денежная эмиссия: 1,9 млрд. долларов плюс германские активы за границей на сумму 73,2 млн. долларов).
Безусловно, репарации (наряду с ленд-лизом) имели существенное значение для послевоенного восстановления экономики страны. Как считают российские ученые, в ряде отраслей они «содействовали не только восстановлению разрушенного хозяйства, но и послужили толчком к техническому прогрессу» (с).
P.S. Т.н. «нелегальные» трофеи (до Потсдамской конференции) Красной Армии не регламентировались и не подсчитывались (десятки тысяч тонн грузов и десятки тысяч единиц авто, мотоциклов). Вывозилось все: от сувениров, часов, бритв (солдаты) до вагонов разного рода материальных ценностей (генералы и полковники).
=====
Алі Татар-заде
коли сталися "ґластноть, ускарєніє і новоє мишлєніє", американських журналістів послали вперше брати інтерв'ю в Горбачова.
ЦК як міг узгодив всі питання, навіть спонтанні, типу "Ваш вілікій толстоєвскій казав що мір спасьот красата, а ви так тожи щітаітє?"
Проте ви ж знаєте американських журнашльондр!
Взяли і всунули неузгоджене.
Та й вопросик був на вид вкрай безневинний.
- Містер Горбачов, які американські письменики - ваші улюблені?
Горбачов не розгубився
- Разниє, - відповів він з глибоким, задумливим патосом.
А що відповіли би Ви?