don_katalan: (Default)
don_katalan ([personal profile] don_katalan) wrote2025-04-17 09:58 am

ОРД «Манхеттен»

Банда Янева, убийство Груши и моральный подвиг друга жертвы и убийцы - Олега ВДВ... Еще один боевой отрывок из книги "Лихие 90-е. Войны УБОП Киева".
ОРД «Манхеттен»
Вспоминает генерал Владимир Дахновский:
1992 год. К нам приехал одесский УБОПовец Вова Соловьев – работал тогда на раскрытие убийства Анвара Гончарова (Кука). По данным одесситов к убийству могли быть причастны киевляне. Так я узнал про группу Янева, которая имела связи в Одессе. Их одесские контакты: преступные авторитеты Анвар Гончаров, кличка «Кука», Ангерт, кличка «Ангел», Томаль и Саша Черняк. Были у группировки Янева контакты и с Приднестровьем - там окопались Коля Киевский (он же Коля Фастовский) и Вова Чуб. У них была тема: Коля Киевский вез с Приднестровья автоматы Яневу, а тот продавал их в Одессе и в Киеве. Янев однажды не захотел платить, и его пацаны проломили гирей череп Коле Фастовскому.
Я встретился с опером Соловьевым. Начали работать: они в Одессе, мы – в Киеве. Это было мое первое ОРД. Установили, что есть беспредельщик, неоднократно судимый Жора Конь, не входящий ни в чью группировку. Под Яневым тогда ходила часть боевиков ОПГ Кости Хромого.
Я установил где располагаются офисы яневских. Выяснил, что к ним из Приднестровья прибыли Вова Чуб и Коля Киевский. Была информация, что привезли оружие, в том числе калашниковы. Я отправился на Софиевскую, 12 – бандитский штаб. В то время для пробивки офисов я использовал легенду водилы ГАЗ-66: заходил в офис, предлагал перевозку грузов. Для особо подозрительных у меня была специальная бабушка, которая могла ответить на звонок, если кто-то хотел меня проверить.
Двери в офисе открыты, я смело захожу и вижу сверху мебельной стенки «Калаш», в другой комнате два пацана-регбиста тягают гантели. В следующей комнате сидят одесситы Ангел (тот самый Ангерт) и Томаль, Янев, Саша Яременко (нынче он переквалифицировался в поэта, продюсера и трубадура шансона). К моим транспортным услугам бандиты остались равнодушны, зато я вышел окрыленным. Сообщил коллеге-одесситу: на адресе ствол есть точно!
После этой информации группа одесситов, расследовавших убийство Куки, приехала в Киев: УБОПовцы Вова Соловьев, Павел Бойченко и прокурорский следователь Саша Черных. Одесситы привезли 37 санкций на обыск!
То, что последовало дальше, имело огромный эффект и в дальнейшем повлияло на работу всей структуры по борьбе с оргпреступностью. Наша методика позже стала весьма популярной. Я бы сказал: чересчур популярной. До этого никто не практиковал проведение массовых обысков у членов группировок. Это имеет не только большой оперативный, но и психологический эффект. Таким образом мы перехватываем инициативу, демонстрируем противнику свою осведомленность о структуре его сети и многочисленных связях внутри группировки. Впоследствии такая тактика милиции заставляла бандитов в панике бежать и месяцами не появляться на подконтрольных территориях.
Визит одесситов в столицу был связан с еще одним событием: в жемчужине у моря убили Анвара. Прокурором Одессы тогда был будущий нардеп Юрий Кармазин. Это очень важное обстоятельство: от прокурора многое зависело. Следователь одесской прокуратуры по убийству Анвара изучил мое ОРД по Яневу и выдал 37 санкций на обыски в Киеве.
На следующее утро подняли весь УБОП, ОМОН, начались обыски. Наибольший успел нам сопутствовал на Софиевской, 12. Руководил обыском УБОПовец Григорий Сивашенко. Изъяли семь калашей, пистолеты, боеприпасы, гранаты. На то время это было самым крупным изъятием оружия…
К тому же за один день мы всех накрыли - почти всю банду.
От результатов наших обысков у начальства случилась эйфория. Набежала куча генералов, залапали изъятые автоматы… Как теперь докажешь, что это бандитский арсенал? Может генералы тоже входили в банду?.. Следователь Саша Заика, который вел дело, дал мне задание откатать пальчики у начальства – прокурора города и начальника УВД. Я, конечно, отказался и посоветовал ему попробовать сделать это самому.
Янева на офисе тогда не задержали – он в то время был у любовницы. Матерый бандит почуял неладное и послал в офис секретаршу за своей сумкой с оружием. Ее схватили, доставили на базу. От нее мы узнали, что во время обыска на офисе Янев сидел неподалеку в своем мерсе – возле милицейского УВД. Мы объявили план «перехват» по мерсу и Янева задержали.
Однако воодушевленные нашим результатом, позже многие начали механически копировать нашу методику проведения массовых обысков. В одном случае одновременно было проведено около 300 (!) обысков. Но проводили их наобум, без должной информационной поддержки, без глубокого анализа оперативной информации, без изучения деталей… В результате около половины из них оказались совершенно “левыми”.
Жора провел в СИЗО 11 месяцев, а потом его пришлось отпустить: исчез ключевой свидетель - секретарша Лариса. Дело приостановили.. Лариса исчезла после того, как Гена Чернов – киллер ОПГ Янева, убивший Куку, вывез ее в лес и сказал: «Прячься, иначе убью». Вот тогда Чернов впервые засветился. Ларису мы случайно обнаружили через полгода, она рассказала нам про Чернова.
Эпопея с оружием закончилась, и о Яневе мы на время забыли – пошли новые темы и задержания. Но позже мы еще пересечемся с этой бандой.
Осенью 1992 года убили Чайника – лидера одной из крупнейших на то время ОПГ. Часть группировки убитого ушла к Вите Рыбке, часть к Ткачу, часть к Прыщу – бывшему бригадиру Чайника, который и убил своего босса.
Пользуясь этой неразберихой, бригадир Татарина Вадик Павленко отжал базу сбора ОПГ Черепа – спортзал «Олимпиада - 80».
Часть бывших участников ОПГ Чайника, перешедших к Рыбке во главе с Олегом Стеценко по кличке ВДВ, решили отомстить Павленко.
Олег ВДВ имел опыт боевых действий и разработал детальный план убийства. К операции он привлек друга Грушу и еще одного подельника.
Говорили, что убийство Павленко заказал сам Рыбка, но доказать этого мы не смогли.
Олег ВДВ решил исполнить Павленко на выходе из ночного клуба, определив подельникам места расстановки и сектора стрельбы. бандиты договорились ни при каких обстоятельствах не бежать и определили пути отступления.
Когда Павленко и его охранник Нитка вышли из ночного клуба, Груша открыл огонь и те попадали раненые. Груша, забыв о договоренностях с подельниками, кинулся бежать и выскочил прямо на Олега ВДВ. Тот в темноте принял Грушу за Павленко и всадил в него 27 пуль из автомата – очередь прошила Грушу от низа ноги до головы. Вполне вероятно также, что причиной несчастного случая стало то обстоятельство, что оба киллера были пьяны в хлам.
К раненому подбежал Олег ВДВ – Груша еще был жив, хрипел перед смертью. ВДВ побежал дальше, всадил в раненого Нитку остаток магазина – 3 пули – и вернулся к Груше. К чести ВДВ он не бросил подельника, взвалил его на себя, дотянул до автомобиля и привез к Рыбке.
Груша дорогой скончался. Рыбка приказал похоронить его в десяти метрах от могилы ранее убитого Вовы Никуличева, «Пули». Той же ночью Грушу захоронили на Совском кладбище. С тех пор он числился безвести пропавшим.
Шесть лет спустя мои оперативные источники донесли информацию об обстоятельствах случившегося.
К тому времени сломленный убийством товарища, Олег ВДВ начал спиваться, понемногу отошел «от дел», почти безвылазно сидел дома и лишь утром ездил пить кофе в гостиницу «Братислава». Нам предстояло психологическое противостояние с серьезным противником и мы должны были выйти из него победителями.
Представив психологическое состояние Олега ВДВ, его отношение к совершенному убийству товарища Груши, изучив личность ВДВ, мы избрали тактику разговора: «Смотри, твой товарищ закопан как собака, его мать места себе не находит, ей цветы некуда принести, на гробки сходить…» Это коротко, а на самом деле разговор был долгим и обстоятельным, и он дал результат – Олег сознался и показал место где ночью закапывали труп. Так завершилась беседа с Олегом ВДВ, которую вели я, Калужский и Яковлев.
Мы копали несколько дней, но долго не могли найти останки. Мы уже готовы были вернуть в казармы выделенных нам солдат и заглушить мототехнику. Но именно Олег ВДВ уговорил нас продолжить кладбищенские раскопки. Труп мы наконец нашли. Захоронение успело сползти по склону на десяток метров в сторону от первоначального места.
После этого я единственный раз за все время службы попросил судью, чтобы преступнику не дали “вышку”. Олег ВДВ получил за убийство Груши, а также покушение на Павленко и Нитку 15 лет лишения свободы..
При раскрытии убийства Груши я познакомился со следователем Оноприенко – матерым следаком, представителем старой школы: опытным, требовательным, и скрупулезным, собирающим доказательства по крупицам.
Оноприенко был сама процесуальность: он неукоснительно придерживался мельчайших требований закона. Когда выкопали труп Груши, он заставил нас – дерзких, грязных и усталых, восемь часов просматривать видеозапись этой следственной процедуры, прежде чем мы подпишем протокол: таково требование закона! После этого Оноприенко стал для меня непререкаемым авторитетом.
И вот этот старый профи, убедившись в деле, что мы можем работать, обратился ко мне с предложением взяться еще за одну нерасследованную тему…
Оноприенко рассказал мне, что у него в производстве находится несколько уголовных дел по разбойным нападениям, которые совершались в районе ДВРЗ: причем бандиты ранее имели шапочное знакомство с потерпевшими, а при совершении преступлений использовали автоматы Калашникова.
А в один из дней в кабинете Оноприенко в РОВД (на то время в райотдел мог свободно зайти любой желающий – без контроля и записи данных в журнале), появляются двое мужчин. Незнакомцы спросили его фамилию, а удостоверившись, что не ошиблись, достали из-под курток два калашникова и направили на следователя. Так под стволами они настоятельно порекомендовали ему поубавить прыть в расследовании разбоев на ДВРЗ. и А сейчас сидеть спокойно, иначе они завалят половину райотдела.
После передачи такого привета, незнакомцы спокойно покинули РОВД. Личности визитеров следователю были не известны, но в материалах дела были их фотографии. На них я узнал Жору Янева.
Вот так мы вновь заочно встретились со старым знакомым, и я повторно завел ОРД на Янева.
Постепенно нам удалось установить состав банды. Ее костяк куда помимо Янева составляли братья Грищуки, Чернов и Чалюк. Активная фаза разработки совпала с расколом среди лидеров банды – ранее судимые братья Грищуки придерживались воровских понятий, а Янев по большей части был беспредельщиком, исповедуя культ силы. Грищуки в уголовной среде имели значительно больший авторитет, чем Янев и это ему сильно не нравилось. Люди Хромого ушли от него, он пытался забрать у раскольников оставшиеся автоматы, его побили, выбив пару зубов.
Но яневская банда разрасталась - за счет молодежи. В основном это были обитатели пригородов Киева, желавшие активного участия в криминальном дележе, но по разным причинам не попавшие в другие бригады. Янев их здорово тренировал, заставлял играть в футбол на песке, культивировал культ силы и здоровья.
Янев не пользовался уважением среди братвы: он приезжал на стрелы в шортах и шлепанцах – прямиком с пляжа. А стрела – это святое, на нее нужно приходить с барсеткой, в трениках Адидас и в кожаной куртке… Бизнес на вымогательствах у Янева не заладился. Казалось бы: в банде много судимых, а авторитета нет. Это означает, что никто тебе деньги не понесет. А ведь в 1995 году Янев в гостинице «Днепр» бросал на пол под автоматы самого Виктора Авдышева. Так жизнь заставила Янева перейти от вымогательств и крышеваний к убийствам… Банда активно промышляла вооруженными разбоями на фуры, грабила дома и автомобили.
Когда конфликт среди лидеров банды достиг апогея, с Яневым остался Чернов, Чалюк и их люди. Началась стрельба – на Красноармейской убили Грищука–старшего, практически сразу после этого произошло неудачное покушение на Грищука–младшего. Противоположная сторона в долгу не оставалась. Теперь костяк банды опасался не только правоохранительных органов, но и бывших подельников.
Мой источник в банде рекомендовал задерживать Янева, Чернова и Чалюка всех вместе в одной точке: задержим одного - остальные немедленно станут на лыжи и искать их будем годами.
Янев проявлял чудеса конспирации. Через свои не засвеченные связи арендовал квартиры, адреса этих квартир писали на бумаге методом «отжима ручки» - брали блокнот, писали адрес, вырывали несколько листков и передавали сообщение на визуально чистом листке. Текст можно было прочесть, заштриховав листок карандашным грифелем. Такой метод конспирации использовал в свое время известный советский разведчик Лев Маневич. Листок этот бросали в заранее определенный почтовый ящик.
Однако, это сыграло с Яневым злую шутку – нам удалось раскусить эту игру, мы заполучили листок с очередным адресом. Прочитав адрес, листок вернули в ящичек.
Таким образом нам стала известна квартира на Никольской Слободке, куда должен был заехать Янев. Мы оборудовали ее техникой для снятия информации.
Скоро туда заехал лидер банды. Будучи уверен в том, что адрес не спален, он рассказывал там много интересного. Мы все слушали с благодарностью: адреса, машины, номера телефонов, фамилии членов банды, информация по ранее совершенным преступлениям, места сокрытия отжатого транспорта и оружия банды.
Но Янев, Чалюк и Чернов никак не хотели собираться вместе, а брать их порознь было чрезвычайно рискованно.
Вспоминает Сергей Чайковский:
1997 год. Мы работали по Славе Челюку (чемпион по биатлону) – заместителю Жоры Янева. Отрабатывали район ДВРЗ. Тогда в Киеве был наверное единственный спортивный «Опель калибра» с трехлитровым движком, принадлежавший Чалюку, который был страстным гонщиком. На месте замка багажника наклейка – череп. Мы его зацепили на ДВРЗ, но он от нас ушел. Думаем: живет где-то рядом. Поставили семерку на выезде из ДВРЗ и его снова зацепили недалеко от дома. Прилетаем туда. Наружка говорит: сейчас поедет в сторону города. Дахновский командует - пакуем на «помидоре». Но у нас не все умеют зажимать машину на трассе: надо зажимать плотно, Когда мы заблокировали славин «Опель», наша «семерка» сзади стояла далековато. Он влупил ее и ушел на трассу. Мы на максимальной скорости помчались за ним. Навстречу ехал ГАИ-шник и подрезал нас. Мы показываем ксиву, а он не отдуплился, что мы на операции. Время было потеряно, Слава ушел. Он даже не понял, что это УБОП хотел его принять – думал: шалят недруги из уголовного мира.
Вспоминает Владимир Дахновский:
Мы обложили квартиру Янева на Никольско-Слободской и затаились в ожидании. Один из оперов пошел звонить в таксофон и случайно туда же пришел Янев. Вот так нежданно все получилось.
Янев почуял неладное и начал, проверяясь, отъезжать. В машине с ним был Чалюк: вот так удача! Заранее спланированный план накрылся, мы действовали спонтанно.
Началось задержание: как всегда кто-то не успел заблокировать бандитское авто, мне пришлось свеситься из оперской машины и стрелять в колесо. Позже соколята, которые сидели в задней машине, сказали, что в тот момент, когда я наклонился, из авто Янева выстрелили в нашу машину, и пуля пролетела через салон сквозь открытые окна. Я, конечно, в суете задержания этого не заметил.
На простреленных колесах бандиты ушли. Они были настолько уверены в себе и в своих конспиративных способностях, что и мысли не допускали, будто нам станет известен адрес их квартиры.
Позже Янев приказал по телефону своему племяннику принести чемоданы с оружием на квартиру по Никольско-Слободской. Племянника задержали.
Позже на основании литерных мероприятий это оружие вменили Яневу, племяннику и бабушке, которая выдавала стволы. Это было очень важно – крепко привязать банду к оружию.
Третий основной член банды - Гена Чернов - периодически появлялся по месту своей прописки в Новых Петровцах под Вышгородом. Дахновский со своими бойцами восьмого отдела отправился туда пробить обстановку, подсобрать по адресу первичную информацию. Едва заехали в село - натолкнулись на фигуранта, стоящего под магазином около своей «Ауди». Решили его не брать, хотя руки и чесались.
Вскоре после этой случайной встречи в одном из сел Вышгородского района под Киевом во внезапно вспыхнувшей уличной ссоре местные крутые побили одного «не крутого». В ответ в село заехала машина чужаков, из нее выскочили люди в масках с автоматами, забросали грантами хату местного крутого, участвовавшего в недавнем конфликте, после чего убыли с чувством выполненного долга. Пять человек получили ранения. Все угро Киевской области встало на дыбы. Начали отрабатывать избитого пацаненка и узнали, что незадолго до этого им активно интересовался Дахновский.
Замначрозыска Киевской области Глушко приехал к Дахновскому, попросил дать всю информацию на людей, забросавших хату гранатами. Дахновский делиться информацией не хотел, у него был свой план задержания банды. Открыть все карты в период реализации - это риск перечеркнуть работу целого подразделения.
На следующий день Глушко был в кабинете начальника УБОП Лясковского. Последний пообещал: реализация только совместная с УБОП Киева, дал слово генерала. Дахновский выдал областным операм всю информацию, договорившись о совместных мероприятиях по задержанию
Вопреки всем обязательствам областная милиция решила сыграть свою игру и задержала Янева. После этого, как и следовало ожидать, вся банда ушла на нелегал, Поняв, что комплексная реализация провалена, УБОП задержал часть банды. Среди задержанных был и Слава Чалюк.
Вот так: одно дело прокукарекать о задержании, а что делать дальше, в области не представляли. После такого неофицерского поведения надежды на столичный УБОП не оставалось. Чтобы сгладить конфликт следователь облпрокуратуры Лупейко возбудил статью по бандитизму, выставил карточку для ИЦ на восьмой отдел УБОП Киева. УБОП все информацию передал области, но там смогли доказать лишь бандитизм, а убийства остались не раскрытыми.
Остатки банды Дахновский отлавливал семь лет спустя, возглавив угро Киевской области. А Гену Чернова задержали только через 14 лет – он работал таксистом в Черниговской области..
Позже, когда Янев отсидев свое, вышел на свободу, он вопреки понятиям вдруг появился на телеэкране, дав пространное интервью Мыколе Вересню на канале 1+1. Естественно, там он выглядел жертвой ментовского беспредела и кристально честным гражданином...
А в 2015 году этого милейшего человека снова осудили за организацию новой ОПГ и совершение ряда тяжких преступлений.
(с)


Post a comment in response:

(will be screened)
(will be screened if not validated)
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org