don_katalan: (Default)
don_katalan ([personal profile] don_katalan) wrote2015-12-05 02:41 pm

Ход ликвидации последствий аварии на АЭС Фукусима-1

Наохиро Масуда


В марте 2011 года Наохиро Масуда заслужил известность как человек, справившийся с тяжёлой аварией на АЭС "Фукусима Дайни".
В 2014 году японская отрасль поручила ему ещё более сложную задачу - возглавить работы по ЛПА и выводу из эксплуатации АЭС "Фукусима Дайичи".
Fukushima Dai-ichi nuclear power plant (Photo: AP)

Топливо


Самый крупный на сегодняшний день успех Масуды и его людей - полная выгрузка топлива из бассейна выдержки четвёртого блока, которая завершилась 22 декабря 2014 года.
Освобождение от топлива блока №4 являлось важной, но и относительно простой задачей. Во время аварии четвёртый блок стоял на ППР, и вся его зона целиком была перегружена в бассейн выдержки. Соответственно, корпус реактора не был проплавлен, и на блоке не образовалось кориума.

Масуда полагает, однако, что успешное удаление топлива из БВ-4 придало японским атомщикам уверенности в возможности выполнения операции по удалению топлива из трёх остальных аварийных блоков.
Главная трудность сейчас - понять, где конкретно и в каком состоянии находится расплавившееся топливо.
Из имеющихся данных Масуда делает следующий вывод. На первом блоке всё топливо прошло через низ корпуса реактора и лежит в нижней части контейнмента (PCV). На блоках №№2-3 в контейнменты вышла примерно половина топлива, а вторая половина всё ещё находится внутри корпусов реакторов.
Но прежде чем приступать к удалению кориума, сначала нужно выгрузить сборки, остающиеся в БВ-1/3.

Бассейны и кориум


На первом блоке уже разбирают временные защитные конструкции, возведённые в октябре 2011 года, с целью организовать доступ к бассейну, удалить загрязнённые обломки и приступить к выгрузке 392 кассет, стоявших в бассейне в момент аварии.

А вот со вторым блоком ситуация выглядит намного хуже. Высокий фон в здании представляет собой большую проблему. У атомщиков всё ещё нет понимания, каким образом можно выгрузить 615 кассет из БВ-2. Скорее всего, никаких действий в данном направлении не будет предприниматься вплоть до 2020 года.
Ясности по второму блоку может добавить использование миниатюрного робота-разведчика "Scorpion", созданного совместно TEPCO и "Toshiba". Робот проходит испытания, его первое применение запланировано на начало 2016 года.

Состояние топлива в бассейне выдержки третьего блока известно с хорошей точностью, и предполагается, что состояние всех 566 сборок неплохое - они не пострадали ни от бетонных обломков, ни от упавшей в бассейн 20-тонной перегрузочной машины, которая этим летом была удалена.
В настоящее время TEPCO сооружает за пределами площадки большой стальной ангар, которым на следующем шаге будет накрыт третий блок. После установки ангара станет возможным начать операцию по разгрузке БВ-3 - ожидается, что это случится в 2017 году.
Но самая трудная задача - это удаление кориума. Наиболее перспективным методом считается удаление из полностью заполненного водой контейнмента - естественно, после устранения всех возможных мест утечек.
Проблемой останутся сейсмические риски и возможные угрозы обрушения резко прибавивших в весе после заливки водой контейнментов. Над оценкой рисков и поиском способов избежать такой аварии сейчас трудится открытый в прошлом октябре специализированный центр RTDC в городе Нараха вблизи АЭС "Фукусима Дайни".

Два директора


Масуда и Ёсида - два фукусимских директора, встретившихся лицом к лицу с тяжёлой аварией в марте 2011 года.
Масао Ёсида, директор АЭС "Фукусима Дайичи", сделал всё, что было в его силах, но проиграл схватку - сначала стихии, потеряв четыре блока, а потом и смерти, скончавшись в 2013 году от рака.
Наохиро Масуда спас АЭС "Фукусима Дайни" от катастрофы и принял теперь эстафету от Ёсиды на аварийной "Дайичи".
Ёсиду его подчинённые называли человеком сердечным и участливым. За Масудой, напротив, закрепилась репутация бесчувственного и жестокого руководителя.
В то же время Масуда известен как специалист, умеющий доводить дела, за которые он берётся, до конца. Возможно, это его качество стало определяющим при выборе главы работ по ЛПА и выводу на "Дайичи".
В ходе аварии 2011 года Масуда на своей станции действовал быстро, решительно и, главное, грамотно. Он великолепно разбирался в устройстве своей АЭС, что позволило ему отдавать верные и своевременные распоряжения персоналу.
Но теперь перед Масудой стоит новая задача. И он честно признаётся - учебников, которые помогли бы её решить, нет. Фукусимским ликвидаторам многое придётся изобрести с нуля, и роль директора в этой работе станет важной, если не определяющей.

source