
340 лет назад в типографии Киево-Печерской лавры вышла книга, ставшая основой российского имперского мифа. «Синопсис» в течении почти ста лет была единственным учебником российской истории и легла в основу внешнеполитической доктрины Московского царства, а затем и Российской империи. Именно эта книга стала первым серьезным обоснованием претензий московских царей на Киев и на собирание русских земель. Ирония судьбы в том, что пресловутый русский мир, от которого мы теперь отбиваемся, придумали не в московском кремле, а на киевских Печерских холмах в 1674-м.
«Синопсис или Краткое собраніе от различных летописцев о н6ачале славяно-россійского и первоначальных князех Богоспасаемого града Кіева, о житіи святого благоверного великого князя кіевского и всея Россіи первейшого самодержца Владиміра, и о наследниках благочестивыя державы его россійскія, даже до пресветлого и благочестивого государя царя и великого князя Алексія Міхайловича, всея Великія, и Малыя, и Белыя Россіи самодержца» – уже само обширное полное название произведения несет идеологический посыл: обоснованность претензий московских царей на Киев и на все наследие Владимира Великого. При этом книга отстаивает не только династические претензии Романовых на «прародительские отчины» Рюриковичей, но и обосновывает концепцию единого православного «славено-российского» народа.
Но самое интересное, что фишку о словено-российском православном единстве и собирании земель русских запустил не русский и даже не славянин, а немец. Большинство исследователей сходится во мнении , что над «Синопсисом» трудилась группа авторов, но окончательная редакция принадлежала архимандриту Киево-Печерской лавры Иннокентию Гизелю.